Словацкий народ: история

История Словакии и традиции словаков
Dejepis, kultúra a zvyky Slovákov

Сообщение Chaos » Пт апр 15, 2005 22:05

Господа!

Подскажите, пожалуйста, когда возник словацкий народ? КОгда выделился из славян? Какие события при этом произошли? Когда вообще пояивилось слово такое - "словак"?

Кто-нибудь знаком с теорией этногенеза Л.Н. Гумилева? Можно ли выделить фазы этногенеза словацкого этноса - подъем, перегрев, надлом, инерция?
Аватара пользователя
Chaos
 
Сообщения: 147
Зарегистрирован: Пт апр 15, 2005 21:46
Откуда: Москва / Moskva

Сообщение Алекс » Сб апр 16, 2005 11:47

Мда... Ну ты и копнул... :lol:

Ну, если слово обывателя сойдёт, то вроде бы, насколько мне известно, общие истоки своих предков словаки относят к временам Великой Моравии. Де, в её составе было Нитрянское княжество, которое можно считать праобразом словацкой государственности. Формирование словаков как нации произошло, правда, где-то в районе 10 века, а становление -- в 11-ом, хотя само понятие "словак" возникло несколько позже. Вроде бы ничего радикального при этом процессе не происходило, никаких там Рюриковичей не приезжало... :lol:

С теорией Гумилёва знаком лишь очень поверхностно, но еще хуже -- со словацкой историей, поэтому вряд ли тебе смогу написать что-нибудь по этой части.

А вообще, у меня создаётся такое впечатление, что сведения об этом периоде очень скудны -- ну раскопки там всякие ведутся, но без письменных источников о словаках-славянах этого времени, которых кот наплакал, вряд ли можно утверждать что-то однозначно. Более того, как у всякого маленького народа у словаков есть чрезмерная склонность мифологизировать свою раннюю историю. Порой, создаётся впечатление что их историки пытаются переплюнуть друг друга в своих попытках приписАть словакам как можно более раннее и одновременно элитарное происхождение. Временами в печати проскакивает различная галиматья, что де и кельты ещё до н.э., и римляне (тогда же) добирались до территории нынешней Словакии и нашли уже здесь их поселения. Последним китчем, помнится, была попытка одного "чудака" доказать принадлежность словаков к этрускам! :lol:

ЗЫ: А вообще, стОит этот вопрос задать по-словацки, глядишь, кто из историков забредёт сюда, мыслЮ свою мудрую напишет... Могу продублировать твоё сообщение в словацком, если хочешь.
Алекс
 
Сообщения: 1504
Зарегистрирован: Пн мар 21, 2005 19:14

Re: Словацкий народ: история

Сообщение Vladimir » Сб апр 16, 2005 18:47

Chaos писал(а):Господа!
Подскажите, пожалуйста, когда возник словацкий народ? КОгда выделился из славян? Какие события при этом произошли? Когда вообще пояивилось слово такое - "словак"?

http://www.slovnik.org/ru/history/gerb/page01.html Здесь ты найдёшь историю герба и флага Словакии, в т.ч. словаков. А на последней странице ты найдёшь ещё немного ссылок на словацкую историю.
Vladimir
 
Сообщения: 211
Зарегистрирован: Ср мар 23, 2005 21:30
Откуда: Россия, Удмуртская Республика, г.Ижевск

Сообщение Chaos » Сб апр 16, 2005 19:04

Povieďte, prosím, ako vznik slovénský národ? Kedy sa vydelil z Slovan? Aké udalosti sa pri tom stali? Kedy vôbec vzniklo také slovo "Slovak"?

Pozná niekto teóriu etnogeneza L.N. Gumiliova? Je možné vydeliť fazy etnogeneza slovénského etnosa: výstup, prehriatie, nadlomenie, inercia?

Перевел, как смог :) Но все равно спасибо за предложение!

Можно тогда и следующий вопрос, снова по-русски и по-словацки.

Можно ли считать, что слокаки (а с ними и чехи, поляки) принадлежать западной культуре, западной цивилизации, вместе с французами, немцами и прочими? Или западные славяне - какая-то особая общность?

Je možné si myslieť, ze Slovaci (a s nimi aj Čechy, Poliacy) patria k zapadnej kúlture, zapadnej civilizacii, spolu s Francuzami, Nemcami atd? Alebo zapadné Slované sú niejaká osobitná jednota?
Аватара пользователя
Chaos
 
Сообщения: 147
Зарегистрирован: Пт апр 15, 2005 21:46
Откуда: Москва / Moskva

Сообщение Райна » Сб апр 16, 2005 19:11

Не удержалась, "краткий" исторический экскурс...

Как уже было сказано выше, основы этногенеза и культуры словаков восходят к временам Великой Моравии (IXв.). До нее (VIIIв.) существовали отдельные объединения дулебов, чехов, мораван и словаков. После распада Моравии в X веке и прихода в Паннонию мадьярских племен (X-XII вв.), территория Словакии оказывается включенной в Венгерское королевство, где и находилась до 1918 года. Поэтому становление словацкого этноса, его самосознания и культуры происходило с самого начала в рамках Венгерского королевства, достаточно сильного и влиятельного к XII веку. Кроме того, нельзя не отметить такую особенность, как полное отсутствие словацкой государственности. В составе Венгерского королевства Словакия не являлась территориально-политической автономией, а состояла из ряда областей, совокупно называемых Верхней Венгрией.
Этноним «словак» появляется только в XV веке, в чешской среде, однако это не означает отсутствия словацкого самосознания в предшествующий период, так как оно существовало в более общей форме – как славянское, противостоящее мадьярскому. А учитывая, что словацкими и чешскими исследователями доказана тождественность терминов «славянин» и «словак», то определить точно, когда из славян выделился собственно словацкий этнос, затруднительно.
Складывание словацкой культуры было длительным процессом. В Венгерском королевстве верхние социальные слои были естественно венгерскими, крестьянство же славянским. В городах немцы составляли верхушку социума, а словаки – средние и низшие слои. Само собой такое положение в итоге привело к социальным противоречиям и столкновениям (Жилина 1381г.). «Жилинская привилегия» (по ней устанавливался паритет между словаками и немцами в магистрате) стала первым письменным свидетельством осознания словаками своей общности. В XV веке активно идет процесс словакизации городов, они становятся для словаков главными культурными центрами.
Следующая специфическая черта словацкой культуры связана с языком. Отсутствие собственного литературного языка (вплоть до середины XIX века) обусловило использование словаками латыни, а затем (С XV века) чешского, как языка своей письменности. На словацких диалектах делались только записи хозяйственного и делового характера.
С рубежа XIV-XV начинается период сильного влияния чешской культуры на словацкую. Сначала этому способствуют словаки – выпускники Пражского университета. Кроме того, противоречивое культурное воздействие на словаков оказали вторжения в Северную Венгрию гуситских войск в первой половине XVв. Эти вторжения имели основную цель – пограбить, что способствовало созданию у словаков негативного образа чеха-гусита, а может быть чеха вообще. Как это совмещалось у словаков с принятием чешского языка как средства культурной коммуникации – непонятно.
За XVI столетие был пройден путь от паннонского патриотизма до зарождения чувства, которое можно назвать этнической гордостью. В Венгерском королевстве словаки не только не ассимилировались, но смогли постепенно «создать самих себя» как нацию со свойственной ей культурой. На этом длительном пути XV-XVI века были первым рубежом восходящей линии развития.
К XIX столетию усиливается национальный гнет и как ответ – борьба за независимость, идущая с переменным успехом. Словакия по-прежнему в составе Венгрии, дворянство мадьяризировалось, поэтому борьбу возглавляет интеллигенция. Впрочем, возрождение ограничилось лишь вопросами языка и культуры. Не могу не упомянуть здесь Людовика Штура – собственно создателя словацкого литературного языка. Штур же в середине XIX века выдвинул прогрессивную программу «Требование словацкого народа». Но революционное движение было задушено и никто ничего не добился. Чехословакия же, как таковая создалась лишь в 1918 году после Первой мировой войны и распада Австро-Венгрии, согласно Версальскому договору. Но на этом мытарства словаков далеко не закончились, была еще Словацкая советская республика 1919 года, оккупация Германией и раздел страны в 1938 (Чехословакия потеряла 2/3 территории), Словацкое национальное восстание 1944 года, и власть компартии с 1948 года. Но главное все хорошо закончилось. Референдум, проведенный в 1992 году установил, что большинство населения за выход Словакии из состава Чехословакии. 17 июля 1992 года Словацкий парламент принял Декларацию о суверенитете. 1 сентября была принята конституция Словакии, а 1 января 1993 года Словакия наконец обрела независимость.
Аватара пользователя
Райна
 
Сообщения: 26
Зарегистрирован: Сб апр 09, 2005 12:45
Откуда: Россия

Сообщение Алекс » Пн апр 18, 2005 14:46

Райна писал(а):Не удержалась, "краткий" исторический экскурс...

Здорово! А откуда столько инфо, если не секрет? Я бы непрочь почитать чё-нить по теме...
Алекс
 
Сообщения: 1504
Зарегистрирован: Пн мар 21, 2005 19:14

Сообщение Райна » Пн апр 18, 2005 20:43

Не секрет, кое-что из чужих лекций по истории славян, что-то из разговоров с разными начитанными товаришшами, что-то в сети прочитала. С миру по нитке :wink:
Аватара пользователя
Райна
 
Сообщения: 26
Зарегистрирован: Сб апр 09, 2005 12:45
Откуда: Россия

Сообщение flamey » Вт апр 19, 2005 2:00

я вот про гуситов немного не понял. вообще-то я про них ничего не слышал буквально до недавнего времени. и то там (в краткой истории Словакии на пол страницы) о них было написано 2 слова. но, ели я правильно помню, звучали эти слова так, будто они (гусята) боролись за какие-то там принципы, и вроде как геройски получается. а они оказывается народ разводили!?
Аватара пользователя
flamey
Site Admin
 
Сообщения: 2885
Зарегистрирован: Вс мар 13, 2005 17:57
Откуда: СПб, NY, Сочи

Сообщение Алекс » Вт апр 19, 2005 9:11

flamey писал(а):я вот про гуситов немного не понял. вообще-то я про них ничего не слышал буквально до недавнего времени. и то там (в краткой истории Словакии на пол страницы) о них было написано 2 слова. но, ели я правильно помню, звучали эти слова так, будто они (гусята) боролись за какие-то там принципы, и вроде как геройски получается. а они оказывается народ разводили!?

Ты прав -- у нас в исторических учебниках они в основном преподносились как прославянская освободительная сила. Словаки же должны были оборонять зАмки и владения венгерской аристократии от их посягательств. Т.о. несмотря на идейную близость, гуситы в словацкой истории всё же считаются скорее отрицательной силой, нежели положительной.
Алекс
 
Сообщения: 1504
Зарегистрирован: Пн мар 21, 2005 19:14

Сообщение Райна » Вт апр 19, 2005 17:52

Вот, что удалось выяснить:

Изначально деятельность Яна Гуса и его сподвижников была направлена на весьма благородные цели – очищение церкви и нравов, демократизацию церковной жизни, нравственное возрождение всего общества и рост этнического самосознания. Гуситское движение было сложным явлением, в котором элементы социальной критики, борьбы с католической церковью, этнокультурная эмансипация были объединены новой религиозностью.
Движение можно разделить на два периода, существенно отличающихся по форме и по содержанию:
первый (конец XIVв. – 1415г.) связан с деятельностью реформатора Я. Гуса;
второй (1419-1434) – период гуситских войн, т.е. гражданская война и интервенция. За ним, после победы умеренного крыла гуситов, начался период политической стабилизации.
Доктрина Гуса состояла в критике социальных и экономических злоупотреблений церкви и морального разложения духовенства. Он призывал к борьбе за «правду Божью», к осуждению властей, впавших в грех, к восстановлению некоторых норм первоначального христианства, в том числе к равенству клириков и мирян. Кроме того, чешский народ выдвигался на первенствующее место во всех сферах, доходило даже до идей богоизбранности чехов и заявлений, что «как известно, чехи происходят от греков». В городах Чехии (как и в Верхней Венгрии) ключевые позиции занимали богатые немцы, они же были многочисленны среди высшего духовенства и в королевском совете. Гуситов это естественно не устраивало. Лозунг: «В мирских делах церковь должна подчиняться светской власти», нашел поддержку чешского короля Вацлава IV, который в свою очередь выселил немцев из Пражского университета. Но вскоре Гуса обвинили в ереси и в 1415 году сожгли на костре. Тут началось самое интересное – гуситские войны. После смерти Гуса, гуситы очень далеко отошли от заповедей своей предводителя, заменив эволюционный путь к правде, добру, справедливости на доктрину священной борьбы, которая на практике вылилась в революционный религиозный милитаризм.
Само гуситской движение и его идеология не были едиными. Они состояли из нескольких течений, основными из которых являлись табориты и чашники. Табориты были радикальным крылом гусизма, у них несколько месяцев существовала коммуна, основанная на военно-коммунистических началах.
Чашники – умеренные гуситы, выступавшие за новую церковь, которая уже не была феодалом, за участие горожан в управлении страной. Гуситские войны закончились победой именно чашников, в конце концов добившихся уступок от Рима и признания особого положения Чехии внутри христианского мира. Но все же идеи гусизма раскололи чехов на два лагеря. Оставшиеся «классическими» католиками чехи воевали с гуситами, поддерживая международные крестовые походы против них. Между разными группировками гуситов тоже происходили вооруженные столкновения.
Отдельно хочу остановиться на таборитах, т.к. именно они имели непосредственное отношение к походам в Словакию.
Табориты провозгласили себя «божьими воинами» и создали непобедимое войско, применявшее особую тактику боя, используя военные повозки, которыми окружали тяжелую рыцарскую конницу противника. Мотив «богоизбранности», осознание себя орудием Божьего промысла характерны для всей идеологии таборитов. Их военным вождем был Ян Жижка.

Вторжения таборитов в Словакию имели характер грабительских, а не агитационных походов. Кроме того, в середине XV века над частью Словакии установил господство чешский военачальник Ян Искра, возглавлявший наемное войско бывших «божьих воинов», превратившихся в наиболее боеспособные отряды Европы. Став венгерским магнатом-католиком, Искра правил как типичный феодал, однако он использовал в своих целях некоторые элементы гуситской агитации, что обеспечивало ему поддержку «братриков» - последователей таборитов, организовавших в Словакии собственные военные отряды, захватывавшие замки и грабившие население. По этническому составу «братрики» в основном состояли из чехов. Источники тех времен подчеркивали пришлый, иноземный характер гуситских войск в Словакии, их враждебное отношение к местному населению.

Но вернемся в Чехию. Культурный слом, принесенный гусизмом, потребовал длительного восстановительного периода. Хотя разрыв с католической культурой не означал разрыва с культурой европейской, в которой Чехия заняла теперь особое место. Кроме того, улучшилось положение народа, уменьшились поборы, горожане получили представительство в сейме, а чешский язык стал официальным (до этого - немецкий). Наконец, именно гусизм заложил основы чешской национальной культурной традиции в последующие века.
Аватара пользователя
Райна
 
Сообщения: 26
Зарегистрирован: Сб апр 09, 2005 12:45
Откуда: Россия

Сообщение Chaos » Вт апр 19, 2005 20:10

Райна, спасибо за еще один экскурс в историю! :)

Хочу добавить, что есть версия, что методы ведения боя - используя повозки - гуситы, скорее всего позаимствовали через венгерских половцев у монгол. Способ строительства лагеря из телег - типично кочевнический.

Еще я читал, что Ян Жижка не принадлежал ни к чашникам, ни к таборитам, а был главой третьего крыла, которое признавало церковь, но была категорически против всяческих контактов с немцами. После его смерти это крыло стало называться "сиротами" (они сами себя так называли). Впрочем, одно другому не противоречит: возможно, Жижка какое-то время побыл таборитом, а потом выделился в свою партию :)

А по поводу последствий гуситских войн, несмотря на то, что Европу хорошо потрясло, а чехи добились некоторых привелегий, все-таки Чехии тоже досталось. Так, что она навсегда потеряла статус полноценной европейской державы.
Аватара пользователя
Chaos
 
Сообщения: 147
Зарегистрирован: Пт апр 15, 2005 21:46
Откуда: Москва / Moskva

Сообщение Райна » Сб апр 23, 2005 19:51

Райна, спасибо за еще один экскурс в историю!


Nie je začo!

Еще я читал, что Ян Жижка не принадлежал ни к чашникам, ни к таборитам, а был главой третьего крыла, которое признавало церковь, но была категорически против всяческих контактов с немцами. После его смерти это крыло стало называться "сиротами" (они сами себя так называли). Впрочем, одно другому не противоречит: возможно, Жижка какое-то время побыл таборитом, а потом выделился в свою партию.


Так вроде у таборитов не было между собой единства: одним течением, собственно будущими «сиротами» заведовал Жижка, а вторым – адамитами вроде Мартин Гуска. Адамиты были веселые ребята – практиковали нудизм, проповедовали полную сексуальную свободу, объявляя всех людей безгрешными и спасенными и, кроме того, успевали пограбить ближайшие деревни.

А то, что Чехии досталось – согласна. Гражданская война – штука нерадостная.
Аватара пользователя
Райна
 
Сообщения: 26
Зарегистрирован: Сб апр 09, 2005 12:45
Откуда: Россия

Сообщение Алекс » Вт апр 26, 2005 13:54

Chaos писал(а):Райна, спасибо за еще один экскурс в историю! :)

Присоединяюсь! А вообще здорово было бы чё-нить найти всё-таки почитать по теме, желательно по-русски... Если есть советы -- напишите, плз.
Алекс
 
Сообщения: 1504
Зарегистрирован: Пн мар 21, 2005 19:14

Сообщение Chaos » Вс июл 03, 2005 18:58

Вот, в связи с приближающимся в Словакии праздником Кирилла (Константина) и Мефодия вышла интересная статья, и про историю Словакии (а именно, "откуда есть и пошла словацкая земля") тут много полезной, на мой взгляд, информации. Да еще и с идеологическим подтекстом про "третью силу" в Европе :)
Аватара пользователя
Chaos
 
Сообщения: 147
Зарегистрирован: Пт апр 15, 2005 21:46
Откуда: Москва / Moskva

Сообщение Slavnik » Пн июл 04, 2005 4:22

Chaos, а ссылочку можно :lol:
Za jedinstvo vsech slavjanskich narodov!
Аватара пользователя
Slavnik
 
Сообщения: 171
Зарегистрирован: Чт апр 07, 2005 16:30
Откуда: Sibirija

След.

Вернуться в История, культура и обычаи Словакии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

cron