Райна » Вт апр 19, 2005 17:52
Вот, что удалось выяснить:
Изначально деятельность Яна Гуса и его сподвижников была направлена на весьма благородные цели – очищение церкви и нравов, демократизацию церковной жизни, нравственное возрождение всего общества и рост этнического самосознания. Гуситское движение было сложным явлением, в котором элементы социальной критики, борьбы с католической церковью, этнокультурная эмансипация были объединены новой религиозностью.
Движение можно разделить на два периода, существенно отличающихся по форме и по содержанию:
первый (конец XIVв. – 1415г.) связан с деятельностью реформатора Я. Гуса;
второй (1419-1434) – период гуситских войн, т.е. гражданская война и интервенция. За ним, после победы умеренного крыла гуситов, начался период политической стабилизации.
Доктрина Гуса состояла в критике социальных и экономических злоупотреблений церкви и морального разложения духовенства. Он призывал к борьбе за «правду Божью», к осуждению властей, впавших в грех, к восстановлению некоторых норм первоначального христианства, в том числе к равенству клириков и мирян. Кроме того, чешский народ выдвигался на первенствующее место во всех сферах, доходило даже до идей богоизбранности чехов и заявлений, что «как известно, чехи происходят от греков». В городах Чехии (как и в Верхней Венгрии) ключевые позиции занимали богатые немцы, они же были многочисленны среди высшего духовенства и в королевском совете. Гуситов это естественно не устраивало. Лозунг: «В мирских делах церковь должна подчиняться светской власти», нашел поддержку чешского короля Вацлава IV, который в свою очередь выселил немцев из Пражского университета. Но вскоре Гуса обвинили в ереси и в 1415 году сожгли на костре. Тут началось самое интересное – гуситские войны. После смерти Гуса, гуситы очень далеко отошли от заповедей своей предводителя, заменив эволюционный путь к правде, добру, справедливости на доктрину священной борьбы, которая на практике вылилась в революционный религиозный милитаризм.
Само гуситской движение и его идеология не были едиными. Они состояли из нескольких течений, основными из которых являлись табориты и чашники. Табориты были радикальным крылом гусизма, у них несколько месяцев существовала коммуна, основанная на военно-коммунистических началах.
Чашники – умеренные гуситы, выступавшие за новую церковь, которая уже не была феодалом, за участие горожан в управлении страной. Гуситские войны закончились победой именно чашников, в конце концов добившихся уступок от Рима и признания особого положения Чехии внутри христианского мира. Но все же идеи гусизма раскололи чехов на два лагеря. Оставшиеся «классическими» католиками чехи воевали с гуситами, поддерживая международные крестовые походы против них. Между разными группировками гуситов тоже происходили вооруженные столкновения.
Отдельно хочу остановиться на таборитах, т.к. именно они имели непосредственное отношение к походам в Словакию.
Табориты провозгласили себя «божьими воинами» и создали непобедимое войско, применявшее особую тактику боя, используя военные повозки, которыми окружали тяжелую рыцарскую конницу противника. Мотив «богоизбранности», осознание себя орудием Божьего промысла характерны для всей идеологии таборитов. Их военным вождем был Ян Жижка.
Вторжения таборитов в Словакию имели характер грабительских, а не агитационных походов. Кроме того, в середине XV века над частью Словакии установил господство чешский военачальник Ян Искра, возглавлявший наемное войско бывших «божьих воинов», превратившихся в наиболее боеспособные отряды Европы. Став венгерским магнатом-католиком, Искра правил как типичный феодал, однако он использовал в своих целях некоторые элементы гуситской агитации, что обеспечивало ему поддержку «братриков» - последователей таборитов, организовавших в Словакии собственные военные отряды, захватывавшие замки и грабившие население. По этническому составу «братрики» в основном состояли из чехов. Источники тех времен подчеркивали пришлый, иноземный характер гуситских войск в Словакии, их враждебное отношение к местному населению.
Но вернемся в Чехию. Культурный слом, принесенный гусизмом, потребовал длительного восстановительного периода. Хотя разрыв с католической культурой не означал разрыва с культурой европейской, в которой Чехия заняла теперь особое место. Кроме того, улучшилось положение народа, уменьшились поборы, горожане получили представительство в сейме, а чешский язык стал официальным (до этого - немецкий). Наконец, именно гусизм заложил основы чешской национальной культурной традиции в последующие века.